АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ

Логин:

Пароль:

Забыли пароль?

Вы новый пользователь? Зарегистрируйтесь

Импортозамещение. Что уже успели сделать российские заводы?


Попытки отказаться от иностранной продукции предпринимались не единожды. Кампания по "освобождению СССР от иностранной экономической зависимости" стартовала еще в 30-е гг. прошлого столетия. Поэтому нынешнюю идею правительства нельзя назвать новой. Предполагается, что к 2020 г. доля импорта снизится с 51 до 39%

Редакция "Экскаватор Ру" поставила перед собой цель разобраться, как будут реализовываться планы правительства и с какими сложностями сегодня сталкиваются производители, ведущие свою деятельность на территории Российской Федерации.

О комплектующих, поставщиках и санкциях

Один из известнейших представителей российского машиностроения - "Концерн "Тракторные заводы". Среди амбициозных проектов предприятия последних лет - разработка линейки экскаваторов ЧЕТРА ЭГП и первого российского шарнирно-сочлененного самосвала С33.

"Одновременно мы развиваем и собственное двигателестроение. Так, на выставке СТТ-2014 мы впервые презентовали бульдозер ("легкий" ЧЕТРА Т6), оснащенный двигателем Алтайского моторного завода (входит в "Концерн "Тракторные заводы"). Сегодня наши инженеры работают над установкой этих двигателей на бульдозеры ЧЕТРА других классов", - рассказал директор по развитию продаж ОАО "ЧЕТРА-Промышленные машины" Денис Куваев.

Выпуск импортозамещающих комплектующих - направление, которое предприятие активно развивает. Как сообщил департамент стратегический коммуникаций "Концерна "Тракторные заводы", один из последних проектов - освоение производства радиаторов на базе ВгТЗ и ЛЗГТ. Всего в рамках проекта в 2015 году намечено изготовить девять моделей радиаторов для техники различного тягового класса. Отказ от ранее используемой продукции "АКГ Термотехник Интернейшл" произошел после обмена санкциями между Россией и ЕС, что повлияло в первую очередь на деятельность поставщиков комплектующих. Хотя стоит отметить, что немецкий партнер, несмотря на санкции, был "готов незамедлительно перенести производство и продолжить поставки продукции со своих заводов в Турции, Индии, Китае".

В целом Денис Куваев охарактеризовал ситуацию с поставками импортных запчастей следующим образом: "Как и все участники рынка, мы столкнулись с ростом цен в рублях на комплектующие иностранного производства. Между тем надо отметить, что комплектация каждой машины компонентами зарубежного или российского производства зависит от выбора потребителя".

То, что в связи с введенными санкциями был сбой в поставке запчастей, нам подтвердил и представитель еще одного производителя бульдозеров. Но, по словам коммерческого директора Завода "ДСТ-Урал" Евгения Калашникова, партнеры оперативно обошли возникшие ограничения: "Терять прибыль никому не хочется. Надежными партнерами РФ являются страны с уже освоенными передовыми технологиями производства агрегатов. И как только западные страны понимают, что теряют рынок, они мгновенно сами обходят свои же санкции".

Отвечая на вопрос о конкретных проектах, реализуемых на заводе, наш собеседник упомянул об использовании отечественных аксиальных гидромашин вместо немецких: "Опыт импортозамещения у нас был еще в 2011-12 гг. Все определяется рациональным подходом к использованию агрегатов с точки зрения соотношения качества-надежности и итоговой цены изделия. Не надо забывать и об удаленности эксплуатации. Так, первоначальный выбор еще 15 лет назад базовых двигателей ЯМЗ-236, -238 до сих пор является абсолютно оправданным на гусеничной технике для любой зоны РФ и занимает более 80% комплектации. Потребность же в более надежных и экологичных ДВС удовлетворяется Cummins, DEUTZ. Также считаю важным наладить в РФ выпуск планетарных редукторов разных классов. К слову, несколько российский предприятий работают над этим проектом".

По мнению представителя "ДСТ-Урал", 80% импортного оборудования уже имеют аналоги в РФ. Оставшиеся 20% (это, например, оборудование для гидроразрыва пласта) может быть запущено в серийное производство в течение 3 лет.

Третий участник нашего обзора - российский производитель навесного оборудования. Как сообщила директор по ВЭД Технопарка "Импульс" Ольга Маркова, предприятие столкнулось за последние месяцы с несколькими эпизодами задержки поставок комплектующих по вине европейской стороны, но все вопросы были урегулированы в течение недели: "Объем закупаемых комплектующих у нас из месяца в месяц все ниже. Свое производство позволяет изготавливать многие элементы (выпускаемая продукция на сегодня содержит до 99% отечественных комплектующих). Если и возможны сбои в будущем, то лишь в элементной базе". При этом нам пояснили, что существуют отдельные типы элементной базы, не имеющие полноценных аналогов в линейках отечественных производителей комплектующих. В первую очередь это уплотнения и гидроаппаратура. "Но мы научились корректировать конструкцию под отечественные образцы, так что мы выходим из ситуации без потерь для качества", - отметил собеседник.

Поддержка государства и объемы производства

На просьбу оценить эффективность правительственных мер по поддержке машиностроения Денис Куваев (представитель ОАО "ЧЕТРА-ПМ") отметил, что давать какую-либо конкретную оценку государственной политике импортозамещения в машиностроительной отрасли пока рано - ее активное внедрение началось только в прошлом году. "Тем не менее, мы уверены, что данная программа способна поддержать уровень продаж спецтехники российских марок", - добавил он. Кроме этого, собеседник уверил корреспондента "Экскаватор Ру", что сегодня компания принимает заказы на новую спецтехнику уже на второй квартал 2015 года: "Производственные мощности предприятий, выпускающих машины под брендом ЧЕТРА, загружены до конца первого квартала".

По мнению Евгения Калашникова (Завод "ДСТ-Урал"), говорить о наличии четкой программы пока не приходится. "Единственная значимая мера (запрет покупки государственными и муниципальными предприятиями спецтехники) была принята в связи с введением санкций и в любой момент может быть отменена. Обещанная компенсация кредитных ставок коснется только избранных предприятий. В целом, комплексный подход в отношении среднего машиностроения не просматривается".

Реально помощью для российских производителей в целом собеседник назвал возможность перекредитования банков. Так, "МСП Банк", реализующий государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, в марте 2015 г. предлагал кредиты под 13% годовых. "Создание подобного банка для машиностроительных заводов - вот что стало бы реальным системным инструментом поддержки отрасли", - отметил Евгений Калашников, добавив, что необходима конкретизация понятий "отечественный производитель" и "происхождение товара". Только после этого можно говорить об эффективности реализации программ льготного кредитования и специальных налоговых ставок. Еще один немаловажный момент, по мнению коммерческого директора завода, - обязательны меры таможенного ограничения, в особенности на китайскую и корейскую технику (антидемпинговые меры). Однако на станки такие ограничения должны вводиться в последнюю очередь, акцент необходимо сделать на готовые изделия и машинокомлекты.

План предприятия на этот год - 250-350 единиц гусеничной техники. Это больше, чем в прошлом году. "В середине 2014 г. мы, как и ряд других производителей, стояли на пороге полной остановки производства в связи с засилием импорта любых мастей. Только девальвация рубля спасла отечественное производство гусеничных машин. Но не все производители "выжили": к примеру, производство колесных погрузчиков было практически полностью свернуто в результате отсутствия действенных мер со стороны государства, близка к этому была ситуация с экскаваторами и кранами", - так оценил ситуацию в отрасли представитель "ДСТ-Урал".

Технопарк "Импульс" за 2014 и первые два месяца 2015 г. выпустил 12000 единиц продукции, цель на будущее - занять 80% российского рынка навесного оборудования. При этом Ольга Маркова уверена, что сегодня в машиностроительной сфере больший успех имеет, скорее, локализация и ее долевой рост, нежели полноценное импортозамещение. Скопировать не очень сложно, создать новое, усовершенствовать существующее - это самое трудоемкое. В связи с этим успешными становятся те, кто уже не первый год идет по пути замены импортной продукции. "Правительством РФ создан список системообразующих предприятий, но, по моему мнению, данная мера касается больше контроля их жизнедеятельности. А необходима адресная программа финансирования для каждого направления", - завершила свою мысль директор по ВЭД.




Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Читайте также:

Новости компаний

Юмор:

Один экскаваторщик замучился каждо...